Взаимосвязь между отдельными декоративными элементами в буддийском храмовом строительстве и символикой буддизма прослеживается достаточно отчетливо. Наиболее ярко это отразилось в использовании в качестве декоративного мотива изображения лотоса. Лотос символизирует чистоту учения Будды. Изображение Будды часто покоится на пьедестале в форме лотоса. Изображение этого цветка наносится на черепицу, в его форме высекались каменные основания колонн сооружений храма в периоды Трех Государств, Объединенного Силла и частично периода династии Коре. Этот же мотив используется в деревянной резьбе на дверях молитвенных павильонов (в конце периода династии Ли 1392-1910 гг.) и т.д. Использование этого декоративного элемента является одной из отличительных особенностей архитектуры именно буддийских храмов.
Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура - это огромная каменная книга, на страницах которой запечатлены эпохи жизни человечества. Любое архитектурное сооружение несет на себе печать своего времени.Каждой исторической эпохе присущ свой стиль. Что же такое стиль?
Мы говорим - стиль одежды, стиль поведения, стиль жизни, понимая под стилем характерный почерк, свойственный ряду явлений жизни и объединяющий их между собой. Недаром слово "стиль" произошло от греческого слова stylos, что означало палочку для письма по воску. В стиле и "прописан" высший смысл духовной жизни эпохи.
Стиль присутствует во всех видах искусства, но формируется он в первую очередь в архитектуре. Архитектурный стиль отрабатывается десятилетиями, а то и веками. Например, в Древнем Египте стиль сохранял свои характерные признаки в течение двух с половиной тысяч лет.
Каждая эпоха в истории человечества оставила нам замечательные памятники архитектуры. В них отразились особенности жизни людей и их представления о прекрасном. Проходят столетия. Исчезают фараоны, императоры и рыцари. Но смысл их деятельности, воплощенный в архитектурных сооружениях, остается на века, обретая четкость стиля. Именно поэтому архитектуру называют каменной летописью мира, каменной симфонией, музыкой в камне. А лучшие памятники в истории мирового зодчества можно назвать аккордами этой симфонии, которые и сегодня звучат торжественно и величаво, прославляя мастерство и разум.
Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так называемый Золотой павильон (Кинкакудзи), построенный в 1397 г. в Киото по приказу правителя страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной крышей, - отсюда и название "Золотой", - возносится над прудом и садом на легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон - наглядное свидетельство того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной, но могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры XIV - XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.
Шедевры арабо-мусульманского искусства по праву занимают одно из ведущих мест в художественной сокровищнице человечества Своеобразием художественной культуры исламского мира было отсутствие в ней пластики, поскольку религия запрещала изображать Аллаха и все, что принадлежало к сфере божественного.
Пройдя географические границы Аравийского полуострова и расширяя свои владения на запад и восток, арабы, которые еще совсем недавно были в основном кочевниками, столкнулись с культурой стран, успадк ковали достояние древних цивилизаций В состав Арабского халифата вошли земли с традициями греческой и римской культуры, например богатые византийские колонии - Сирия и Палестина В 711-714 годах бул а захвачена Испания, или аль-Андалус, как ее называли арабы Кто знает, какие религиозные символы украшали бы храмы в Западной Европе в наше время, если бы франки во главе с Карлом Мартеллом в начале октября 73 2 года не разгромили арабские войска и не заставили их отойти до Пиренеев В 633-651 годах арабам подчинились все владения сасанидского Ирана Культура Ирана, достигла в эпоху Сасанидов особой вр очистости и совершенства, была той средой, которое существенно влияло на становление основ самостоятельного художественного мировоззрения арабов Они сделали значительный вклад в мировую литературу и поэзию, философ ию и медицину, математику и астрономию, географию и историю, явили человечеству прекрасные и оригинальные произведения искусстватецтва.
|